«слабая тара»

Краткое содержание

Главный герой внезапно заболел, ему пришлось обратиться в больницу. У Петра диагностировали брюшной тиф. С первой минуты нахождения в медицинском заведении ему всё не нравится. Как и полагается, скорая помощь привезла его в приёмный покой, где висел огромный плакат, на котором было указано время выдачи трупов.

Петра отправляют на обмывочный пункт, но в ванной уже купалась старуха. Их хотят мыть вместе, но старуха потребовала, чтобы её вынули из воды. После мытья Петру выдают больничную пижаму, которая была большего размера, чем надо. Но здесь больной терпит и не возмущается. Его отправляют в палату, где лежат тридцать человек.

Возмущённый Пётр требует главного врача, но когда приходит фельдшер, он теряет сознание. Очнувшись, герой узнаёт, что его скоро выпишут, если только он не заразится от соседей по палате какими-либо болезнями. Организм у Петра оказывается крепким, поэтому он не заболевает. Но неожиданно перед выпиской он подхватывает коклюш, с которым его организм успешно борется.

Вскоре Пётр покрывается прыщами, поскольку его выписку постоянно откладывают, а нервы совсем сдали. Когда же всё-таки больной оказывается дома, то узнаёт, что в больничной бухгалтерии что-то перепутали, и жена получила известие о его смерти. С тех пор Пётр предпочитает болеть дома.

История создания

Михаил Зощенко свой рассказ написал в 1936 году. Произведение сразу же было напечатано в популярном сатирическом журнале «Крокодил», затем оно вошло в зощенковский сборник «Рассказы. 1937—1938». Многие современники автора считали, что с наследием прошлого давно покончено, но Михаил Михайлович это мнение не разделял.

В своём рассказе Зощенко показал, как люди зависят от общественного устоя, который никто не желает менять. Человек оказывается ничтожным, стараясь приспособиться, причём не желает при этом проявлять свои личностные качества. Но тогда нельзя говорить об индивидуальности каждого, а это значит, что и счастье невозможно.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ Зощенко «Беда»? Сатирик показывает, насколько важен самоконтроль. Одного стремления к чему-то мало — нужно уметь сохранить полученное, думать о последствиях своих поступков. Также порой стоит пользоваться удачными моментами, а не мечтать о чем-то далеком. Персонажу в самом начале выпадает возможность купить лошадь у другого мужика, но он предпочитает идти на базар.

Чему учит Зощенко в рассказе «Беда»? И, конечно, писатель утверждает, что алкоголь вреден. Под его действием человек может поступать самым непредсказуемым образом. Пьянство разрушает жизнь и отбрасывает человека на самое дно. Такова мораль произведения.

Сюжет

Простой деревенский мужик Егор Иванович Глотов страстно мечтал иметь лошадь. Чтобы купить её, он начал откладывать деньги, жёстко экономя буквально на всём. Ради заветной цели он даже бросил пить и курить махорку. Конечно, его тянуло выпить стакан-другой самогона, но он стоически держался: желание иметь собственную лошадь было уж очень сильным. Глотов лелеял мысль, как купит он доброго коня и наконец напьется от радости.

Спустя два года Егору Ивановичу удалось скопить нужную сумму. Он засобирался в город, чтобы присмотреть подходящую лошадь. Не успел он выйти из дома, как пришёл к нему мужик из соседнего села и предложил купить у него лошадёнку. Глотов даже испугался: он так долго копил деньги, во всём себе отказывая, что хотел совершить полноценную, «настоящую» сделку на городском базаре.

Егор Иванович тщательно завернул деньги в портянку, надел сапоги и, взяв в руки палку, отправился в дорогу. На базаре он сразу облюбовал себе подходящую лошадь – крепкую, мужицкую, неопределённой масти. Покупатель и продавец принялись было делать вид, что никто из них не особенно заинтересован в сделке, но Глотов не выдержал и рассказал, как сильно он нуждается в лошади. Он принялся внимательно осматривать «товар», дуя в лошадиные уши и глаза, резко прищёлкивая пальцами перед самой мордой.

Удовлетворив своё любопытство, Егор Иванович приступил к торгу. Он доставал деньги, опять их прятал в сапог, рассказывал торговцу, как ради этой покупки он шесть лет ел одну солому, и в итоге добился подходящей цены. С огромным сожалением Глотов протянул торговцу деньги, которые так тяжело ему достались. Тот пересчитал их и вручил поводья новому владельцу.

Егор Иванович с нескрываемым торжеством вёл по мостовой лошадь, которую уже успел назвать Марусей. Весь его вид выражал огромную радость, но равнодушные прохожие не могли разделить её. Глотов мечтал встретить хоть самого захудалого знакомого, и вскоре ему на глаза попался малознакомый мужик из дальней деревеньки.

Глотов предложил ему отметить покупку лошади, и тот с радостью согласился. Очнулся герой лишь два дня спустя, и уже без лошади: все это время он беспробудно пил. Придя в чувство, он ещё долго не мог понять всей неотвратимости происшедшего. По дороге в родную деревню он долго плакал, с горечью размышляя о своей судьбе. Мужик, с которым он пил, пытался его утешить, но безрезультатно. Перед глазами Глотова пронеслись два года всевозможных лишений, которые он так бездарно спустил в кабаке.

Лёля и Минька: Бабушкин подарок. Рассказы Михаила Зощенко

Сказки » Рассказы для детей » Рассказы Зощенко М.М. » Лёля и Минька: Бабушкин подарок. Рассказы Михаила Зощенко

Порекомендовать к прочтению:

У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.

Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.

Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.

А мою старшую сестренку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придется.

И от этого моя сестренка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.

В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу. Она приехала на дачу и идет по саду. В одной руке у нее корзинка с пирожными, в другой – сумочка.

И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.

И тогда моя сестренка Леля сказала бабушке: – Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?

И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила: – Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.

И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку.

И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек. И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у нее глазенки сверкают недобрым огоньком.

Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.

И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву. И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые – папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.

И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала: – Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа: «Если, – думает, – не мне, так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?

Чтобы избежать трепки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.

Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять ее с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку. И тогда мальчик рассердился на всех и на бабушку в том числе и издали стрельнул в нее из рогатки.

Бабушка, ахнув, сказала: – Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.

Папа сказал: – Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестренке несколько монеток, видя, что у нее ничего нет. И этим он не довел бы свою сестренку до злобы и зависти.

Сидя на своем дереве, Лелька сказала: – А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные.

Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.

И все взрослые ушли пить чай на балкон.

Тогда я сказал Леле: – Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.

Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошел на балкон и сказал взрослым: – Все-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете – я сейчас подарил Леле две монетки.

Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал: – Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.

И тогда я побежал в сад, нашел свою сестру и дал ей еще монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.

Итого, у Лельки стало три монеты, и четвертую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке.

И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и еще у нее осталось.

А к вечеру у нее заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.

И вот, ребята, прошло с тех пор много лет.

И до сих пор я отлично помню папины слова.

Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

И то хорошо.

КОНЕЦ

Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:

Поставить книжку к себе на полку Распечатать сказку

Находится в разделе: Рассказы Зощенко М.М., Рассказы с картинками

Действующие лица

Главный герой «Истории болезни» Зощенко — Петр. Это обычный человек, у которого нет отрицательных качеств. Другими персонажами рассказа являются:

  • жена Петра,
  • фельдшер,
  • медработники,
  • старуха,
  • больные в палате.

Михаил Михайлович своего персонажа показывает как человека образованного, стремящегося к тому, чтобы всюду всё было правильно. По мелочам он старается не конфликтовать, но всегда готов бороться за справедливость. Через образ главного героя автор пытается донести до читателя своё отношение к тому, что происходит в медицинских учреждениях. Пётр не только критикует порядки, царящие в больнице, но и находит способы, которые помогут их исправить.

Основной зощенковский персонаж относится к типу невезучих людей, которые всегда остаются виноватыми. Его ругают медработники, называя привередливым больным.

Жанр произведения

Рассказ Зощенко «История болезни» не только реалистичен, но и содержит сатиру на советские медицинские учреждения. Как утверждает автор, в стране идёт пропаганда того, что нужно заботиться о человеке, но только эти слова так и остаются красивым лозунгом. Зощенковский герой попадает в ситуацию, когда ему требуется медицинская помощь, но после обращения в поликлинику на него обрушились только одни несчастья.

Безусловно, писатель немного преувеличил комичность ситуации, но только для того, чтобы её обличить, показать все человеческие пороки. Положение, в которое попадает герой, смешно и нелепо. Зощенковский герой — обычный человек, ведь каждый может оказаться в больнице.

Муки персонажа в больнице можно сравнить с кругами ада. И если герой держался и противостоял почти всем испытаниям, но на последнем он смирился, так как выдержать у него не хватало сил. Больному пришлось выдержать много:

  1. Уже первое испытание поражает читателя, так как поступающий в медицинское учреждение больной надеется на выздоровление, но его встречает надпись в приёмном покое, которая гласит о том, в какое время выдаются трупы.
  2. Посещение «обмывочного пункта». Главный герой должен здесь помыться вместе с больной старухой.
  3. Герою выдают комплект одежды. Она не подходит ему по размеру.
  4. В палате лежало человек тридцать больных. Положили его возле открытого окна.
  5. Жена получила ошибочное извещение о его смерти.

Пройдя все эти трудности, герой решил подчиниться системе и смириться с порядками, которые царят в больнице. Он нервничал, покрывался прыщами, но не сопротивлялся.

Анализ рассказа

Произведение Зощенко отражает советскую действительность. Это сатира на медицинское обслуживание, которое зачастую бывает формальным, а о больном человеке никто не заботится, ему не уделяют должного внимания. На месте Петра может оказаться любой читатель. Хоть герой пытается противостоять этой системе в начале рассказа, потом он смиряется и становится её пассивным участником.

Основная мысль рассказа, которую писатель старается донести до читателя, заключается в том, что формальный подход и халатность могут уничтожить все ценные медицинские открытия и навредить человеку вместо того, чтобы приносить ему благо. Михаил Зощенко так интересно композиционно строит своё произведение, чтобы показать постоянные нарушения, царящие в медицине.

Сатира помогает писателю привлечь внимание зрителя, чтобы решить эту проблему и избавиться от небрежного отношения к больным людям, ведь на месте главного героя может оказаться каждый

Основная идея

Главная мысль рассказа «Беда» заключается в том, что пристрастие к алкоголю губительно для человека. Оно раскрывает и стимулирует самые худшие качества его характера. Всю степень негодования герой выразил во фразе: «За какое самое… За какое самое это… вином торгуют?..». Автор поднял вопрос о том, насколько правомерно (с точки зрения морали) продавать алкоголь, если он так ужасно влияет на людей?

Автор старается донести идею о том, что иногда даже наличие цели не спасает никого от ошибок. До покупки Глотов делает все для того, чтобы все вышло так, как он задумал. Но если бы он действительно дорожил тем, что получил, то сумел бы вовремя остановиться. Увы, жажда общественного одобрения и запретного удовольствия стали сильнее стремления к достойной жизни. Таков смысл рассказа «Беда».

История создания

Об истории создания рассказа «Беда» известно немногое. Написан он был в 1923 году, когда Зощенко сотрудничал с сатирическими изданиями. Начиная с 1920-х, писатель работал именно в этом творческом направлении. Оно, по его мнению, давало наибольшую свободу выражения и позволяло приблизиться к аудитории. Также данный период творчества для Михаила Михайловича был очень удачным — автор обрел широкую известность благодаря коротким запоминающимся сочинениям на остросоциальные темы.

Впервые напечатали “Беду” в том же 1923-м в одном из номеров петербургского журнала “Красный ворон”. История написания произведения «Беда» тесно связана с биографией писателя: в послереволюционные годы он долго скитался по стране и сменил десятки самых разных профессий. В это время он сумел познакомиться с бытом и нравами соотечественников во всех подробностях.

Толкование непонятных слов

Махорка – разновидность растений из семейства паслёновых, которые использовали в качестве табака для курения.

Самогон – крепкий спиртной напиток, изготовляемый в домашних условиях.

Портянка – прямоугольный кусок ткани для обматывания ноги.

Кляча – немощная, старая или больная лошадь.

Капитал – совокупность материальных ценностей, денежные средства.

Солома – сухие стебли злаковых и бобовых зерновых культур, остающиеся после обмолота.

Масть – цвет, окрас шерсти лошадей.

Навоз – органическое удобрение, состоящее из экскрементов сельскохозяйственных животных.

Земляк – человек, рождённый с кем-нибудь в одной местности, области, государстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: