Анализ стихотворения н. гумилева “жираф”

Краткий анализ стихотворения

Вариант 1

Это известное стихотворение Николай Гумилёв написал в 1908 году. Будучи заядлым путешественником, поэт вдыхал в свои сочинения подлинный дух самой красивой природы. В числе множества стихов, «Жираф» вошёл во второй крупный сборник писателя — «Романтические стихи».

В начале стихотворения автор, кажется, обращается к своему близкому человеку, а, быть может, просто к обычной, но очень печальной женщине. Он очарован её печалью, и в то же время как бы невзначай предлагает ей лучик света. Гумилёв мягко и завораживающе вводит читателя в сказочный мир природы: природы настолько изысканной (как сам грациозный жираф — главный персонаж сочинения), что может показаться даже нереальной.

Но, ведь озеро Чад существует по-настоящему! Да ещё и не так уж далеко-далеко, как думается. Он там был, он, действительно, видел чудесное существо, обладающее грациозной стройностью и укрытой искусным узором шкурой. Благородный жираф и правда бродит на этом озере, он легко парит над землей во время бега, а на закате солнца таинственно скрывается в мраморном гроте.

Далее путешественник погружается в пьянящие воспоминания своих странствующих времен, когда он познавал сказочное таинство разных стран, где прохладной дымкой всплывает образ черной девы и лучится вызывающая страсть молодого вождя. Но, тут автор вдруг переводит взгляд на свою слушательницу, он пробуждает ее такими словами: «Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя».

Происходит явный контраст образов: сталая печаль уставшей женщины выглядит так ограниченно на фоне этих фантастических просторов внешнего мира. Гумилёв лёгким движением приоткрывает занавес, за которым ярким закатом рассыпается красота и мудрость природы. И в это время он говорит: «Ну же, смотри, к нему рукой подать, бери, он твой. Или тебе просто нравится плакать?» И как же в таком состоянии увидеть этот тропический сад со стройными пальмами, ощутить запах немыслимых трав? Не стоит плакать, ведь там, на озере Чад по-прежнему «изысканный бродит жираф».

Забавное и в то же время очень красивое стихотворение сможет разбудить в душе любого человека самые теплые чувства, рассказать об истинных мыслях автора и о красоте различных стран, в которых смог побывать.

Вариант 2

Читая стихотворение, мы видим разговор лирического героя с девушкой, которая была грустна. Ее описанию автор посвящает всего лишь две строчки, что не скажешь о жирафе. Об этом удивительном животном, что подобно сказочном существу, он рассказывает своей собеседнице, дабы внести в ее жизнь немного разнообразия. Дать свет, который вытащил бы ее из печали, из места где кроме дождей девушка ничего больше не видела. Своим рассказом автор переносит не только читателей, но и героиню, в таинственный мир, где на озере Чад бродит жираф.

Он грациозный, узор на нем сравнивается с луной. Бег жирафа плавный, как полет птички, а само животное писатель сравнивает с парусами корабля. Вот только собеседница быстро теряет интерес к рассказу. Может оттого, что ей становится обидно за свою скучную жизнь. Но герой Гумилева тут же предлагает экзотические сказки о вожде, о черной деве, но и эти рассказы ее не утешают, а все потому, что ей не хочется рая где-то, она хочет счастья здесь и сейчас. Только не понимает женского желания герой стихотворения Гумилева, оттого и плачет девушка. В этом автор показал свои отношения с Ахматовой, которая равнодушно относилась к путешествиям и ей были не интересны экзотические страны.

Работа писателя Жираф еще раз доказывает, насколько разные в этом мире люди. Одни романтики, другие прагматики. Одним достаточно видеть привычные картины за окном, другие хотят изменений, ищут новые ощущения, и им мало целого мира. Для одних дождь способен вызвать грусть и печаль, а другие с раскрытием зонта погружаются в разнообразный мир мечты. В своей работе, автор хочет показать и напомнить всем о том, что есть и другая жизнь.

Средства художественной выразительности

Относительно небольшое по объему стихотворение наполнено изобразительно-выразительными средствами, преимущественно эпитетами и метафорами.

Говоря в первую очередь об эпитетах, стоит отметить их высокую образность:

  • «радостный птичий полет» — передает ту магию и легкость образа жирафа, ведь что может быть невесомее полета;
  • «таинственные страны» — эпитет, передающий не то, что государства покрыты тайной или секретом, а иллюстрируется их далекость и экзотичность. Передается надежда на то, что, хотя бы в таких неблизких странах станет возможным найти «рай»;
  • «тяжелый туман» — эпитет грузной жизни, в которой нет места обычному мирскому счастью;
  • «немыслимые травы» — эпитет опять же передает отдаленность «рая» от места обычной жизни, ведь мыслить мы не можем лишь о том, чего никогда не видели, и даже не догадываемся, что подобное существует.

Основная мысль произведения

Основная мысль стихотворения была воспета ни одним поэтом. Это поход к своей мечте и умение жить. Автор в образе лирического героя передает свои чувства и стремления. Его цель – найти тот самый оазис, из которого не захочется уходить. Он умеет замечать прекрасное в мелочах, а, главное, он умеет этим наслаждаться. Он ценит в жизни каждую мелочь и никакие преграды не смогут ему помешать, чтобы добраться до своей цели. Лирический герой, как и сам Гумилев, очень целеустремленный человек. Поставив перед собой цель – он движется к ней. Из любой ситуации он пытается получить что-то полезное, насладиться доселе невиданными видами и красотами мира.

По строкам данного стихотворения можно сделать вывод о том, что автор умеет ценить красоту, он живет ею. Он воспевает прекрасные черты жирафа. Строки его произведения настолько красивы и чувственны, что невольно начинаешь сам восхищаться этим животным и окружающим пейзажем.

Именно этим стихотворением автор пробуждает в нас желание жить

Не важно где и с кем ты находишься, не важно, какие жизненные передряги не встречаются на твоем пути, никогда нельзя опускать руки и сдаваться. Именно к этому старается призвать нас автор строками своего бессмертного произведения

Гумилев показывает цену мечты. Что именно мечта толкает нас идти вперед с гордо поднятой головой и горящими глазами.

Анализ стихотворения Гумилева Жираф

Анализ стихотворения Гумилева Жираф по плану

1. История создания. Стихотворение «Жираф» (1907 г.) Н. Гумилев посвятил Анне Ахматовой, за которой в это время ухаживал.

Поэт описывал возлюбленной воображаемое путешествие, так как впервые побывать в Африке ему удалось лишь через два года.

Произведение было издано в сборнике «Романтические цветы» (1908 г.).

2. Жанр стихотворения — интимная и пейзажная лирика.

Свою любовь к заморским чудесам поэт пытается передать девушке, в которую в это время был влюблен. Замечая, что она испытывает непонятную грусть, Гумилев рассказывает ей волшебную африканскую сказку, которую сочиняет на ходу. В образном описании африканских чудес ярко проявляется склонность лирического героя к фантазированию. Он настолько увлечен собственной выдумкой, что даже не замечает состояния своей собеседницы.

К реальности его возвращают мысли о причинах печали девушки. Лирический герой уверен, что тоска возлюбленной вызвана «тяжелым туманом» Петербурга. Гумилев на тот момент уже успел побывать в нескольких европейских странах и с некоторым пренебрежением относился к российской действительности.

Она представлялась ему слишком скучной и серой, неспособной заставить человека поверить «во что-нибудь кроме дождя». Вот и возлюбленная поэта, судя по всему, никак не реагирует на его восторженный рассказ о «заморских чудесах». Он объясняет это недостатком воображения девушки («и как я тебе расскажу…»). «Сказки» даже приводят ее к слезам, на что лирический герой упорно начинает свой рассказ заново.

4. Композиция стихотворения кольцевая. В первой и последней строфе повторяется начало волшебной истории.

5. Размер произведения — пятистопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства. Стихотворение насыщено различными средствами художественной выразительности. Основной упор автор делает на описании красоты Африки, применяя эпитеты («чудесного», «таинственных», «немыслимых»), сравнения («подобен цветным парусам», «как радостный птичий полет»), олицетворения («осмелится только луна», «видит земля»). Всей этой прекрасной картине противопоставлен туманный и дождливый образ России.

Живой разговорный характер произведению придает обращение лирического героя к любимой девушке («послушай»). Многоточие в финале подчеркивает бессилие и временное замешательство рассказчика в попытках развеять печаль собеседницы.

7. Главная мысль стихотворения. Оторванное от реальности произведение Гумилева стало причиной того, что поэта в шутку стали называть «изысканным жирафом». В этом прозвище отражается склонность не только Гумилева, но и многих представителей творческой интеллигенции начала XX века скрыться, унестись в мечтах от суровой русской жизни.

Стихотворение обладает особой красотой и изяществом. Тем самым Гумилев закладывает основы нового направления в русской литературе — акмеизма.

История создания

Николай Гумилев, анализ стихотворения которого мы начинаем, был сторонником литературного направления, носящего название “акмеизм”. Интересно, что он был родоначальником этого стиля. Для таких поэтов, как он, очень важен текст, значение каждого слова в произведении. Он очень придирчиво относился к своим работам, и все время пытался довести их “до ума”. Именно Николай Степанович занимался воспитанием у юных поэтов художественного вкуса.

Гумилев не только поэт. Он прежде всего — исследователь, путешественник. При жизни он любил проводить время в далеких экспедициях. Для него даже написание стихов было на втором плане после путешествий. Правда, поэтом Николай Степанович был очень талантливым.

У главного героя в сборнике есть много разных обличий. Иногда мы видим его как азартного игрока, который готов поставить на карту собственный нательный крест

Еще один образ Гумилева — мыслитель, выбравший для себя отшельничество. Внимательный читатель заметит, что все это один разносторонний человек. “Жираф” был написан Гумилевым в 1907 году.

Гумилев был тогда под впечатлением от дальних путешествий — по Африке, Турции, странам Востока. Вот почему стихам того времени присущи экзотические, средиземноморские мотивы. Стихотворение “Жираф”, например, было посвящено его путешествию в Африку.

Гумилев здесь настоящий сказочник. Он умело сочетает образы далекой живописной страны и лирическое, почти музыкальное, повествование. Недаром, на эти стихи потом были написаны прекрасные романсы.

Тема стихотворения

В путешествиях Гумилёв искал не минутного экстаза от открытия нового, а пытался найти на земле мифический Эдем, где царит свобода. Идеализм? Да, в определённой мере, но это вполне естественно для романтической натуры. В «Жирафе» поэт ведёт поэтический рассказ о дивном животном, читая его таинственной девушке, которая далека от романтизма и не верит в светлые сказки.

В строках Гумилёв описывает образ жирафа, которого он видел на озере Чад в Африке. Поэт делится своим видением грациозности и особой расцветкой жирафа. Вкупе этот образ ассоциируется у автора со свободой, хотя тут можно поспорить, так как настоящая свобода не имеет никакой связи ни с цветом, но с грациозностью.

Возможно, автор уделяет столько внимания путешествиям и их описаниям, потому что испытывает в жизни серьёзное разочарование. Поездки по миру позволяют Гумилёву отвлечься, погрузиться в мечты и сбежать от реальности. Николай разочарован не только в личной жизни, но и в России, он делает попытки построить свой иллюзорный мир и подольше там находиться, чтобы разорвать связь между разочарованием и собой. Экзотика далёких стран является для поэта бальзамом, он лечит на время, но тем больнее возвращение в реальность, поэтому автор строк проводит за границей большую часть жизни. Поездки по миру для поэта отчасти возможность открывать для себя новый мир, отчасти попытка сбежать от реальности.

Тема

Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Написаны строки от первого лица.

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далеких краях. Мужчина увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается, под женским образом, жена или сестра, неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Он говорит, что животное живет на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, «грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у мужчины с лунным светом, падающим на воду. Очаровывает героя и очертания жирафа, плавность его бега.

«Это утро, радость эта» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, образы

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далеких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слезы. Можно предположить, что грусть стала острее от того, что героиня оказалась заточенной в туманах, и очень сожалеет, что не могла видеть все, о чем услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почетное место в русской литературе.

История создания произведения «Жираф» (Гумилев)

Анализ по плану продолжим, рассказав немного об истории создания стихотворения и сборнике, в который оно включено. «Романтические цветы» — сборник стихотворений, вышедший в 1908 году. Лирический герой в данном цикле примеряет различные маски. Он — то проигравший все игрок, который поставил в страшном порыве свой крест на карту; то мыслитель-отшельник, который обладает высшим знанием; то странник

За этими обличьями мы видим одного человека, мужественного и упрямого, мечтательного и отважного, который не боится испытаний и тревог, даже если они угрожают герою смертью. В сборник под названием «Романтические цветы» не случайно вошло стихотворение «Жираф», написанное в 1907 году

Это одно из наиболее ярких творений Гумилева, ставшее надолго его визитной карточкой в литературе.

Сам автор много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Впечатления эти отразились в его стихах, для которых характерны дикие экзотические ритмы. Звучит в его произведениях и музыка заморских стран, и русские песни, и трубы войны, и слезы, и смех любви. Одним из наиболее прекрасных стихотворений, посвященных Африке, является у такого поэта, как Гумилев, «Жираф». Краткий анализ произведения не позволяет говорить подробно об остальном его творчестве, которое также весьма любопытно.

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»

Поэт Николай Гумилев был личностью достаточно одиозной и непредсказуемой. Он сам часто признавался в том, что главной его страстью является отнюдь не литература, а путешествия. Поэтому в Россию поэт наведывался нечасто, предпочитая проводить 8-10 месяцев в году далеко на чужбине и выбирая для своих скитаний самые экзотические и малоизученные страны.

Казалось бы, в тяге к путешествиям нет ничего странного и удивительного, особенно для человека, который обладает романтической натурой. Однако в каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле. В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка. Идеалистическая картина, которую он мастерски воспроизводит, окунувшись в воспоминания, действительно завораживает – зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом. У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Однако в своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Он продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». В простых и обыденных вещах автор пытается уловить что-то мистическое и необычное, умышленно приукрашивая пустынный пейзаж и наделяя обитателей Африки некой таинственностью. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей. Будучи человеком темпераментным и непосредственным, Николай Гумилев на мгновение пытается представить, что испытывает человек, который лишен возможности наслаждаться экзотикой удивительных южных стран, и понимает, что его удивительный рассказ о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав способен вызвать у слушателей слезы разочарования. Не потому, что нарисованный поэтом мир так плох, а из-за невозможности найти свой райский уголок, надежно укрытый от посторонних глаз.

При этом в процессе повествования автор и сам понимает, что созданный им мир иллюзорен, так как от мрачной действительности можно убежать даже на край света. Однако избавиться от мыслей, чувств, сомнений и личных переживаний невозможно даже на берегу волшебного озера Чад, в компании гордого и свободолюбивого жирафа. Однако открытый поэтом мир настолько притягателен и необычен, что Николай Гумилев готов убедить и себя, и свою собеседницу в том, что это и есть настоящий рай. Главное, здесь и сейчас заглушить ту душевную боль, которая заставляет его вновь и вновь отправляться в странствия. Красивая мечта, дающая надежду на счастье, настолько хороша, что автор попросту не готов с ней расстаться, и, занимаясь самообманом, пытается вовлечь в него близкого человека, чтобы хоть немного скрасить унылое и безрадостное существование той, которую он любит, но не может сделать по-настоящему счастливой потому, что рая на земле не существует. А значит, мифический жираф так и останется символом другого мира, полного загадок и неизъяснимого очарования, в котором для поэта, к сожалению, места так и не нашлось.

ГумилевРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Тема и идея

Лирический герой стихотворения «Жираф» для того, чтобы развеять печаль своей спутницы, решает ей рассказать грустную и таинственную сказку про страсть молодого вождя к черной деве, про «стройные пальмы», «тропический сад», про все экзотическое, прекрасное. Начинается она особенно: «Далеко, далеко на озере Чад…» бродит изысканный жираф.

Выражение «далеко-далеко» пишется обычно через дефис. С помощью него определяется что-то совершенно недостижимое

Однако Гумилев не без некоторой доли иронии наше внимание акцентирует на том, что этот континент не так уж и далек. Он сравнивает два пространства, в масштабе сознания человека являющиеся далекими

Однако они совсем близки в масштабе земли. Про то, что находится «здесь», автор не говорит ничего. Это и не нужно, так как здесь только «тяжелый туман», который мы привыкли вдыхать ежеминутно. Жизнь в мире, где мы живем, течет в серых тонах. Именно такой ее изображает Николай Гумилев («Жираф»). Анализируя произведение, можно сказать, что лишь слезы и грусть остались «здесь». Кажется, как будто на земле невозможен рай. Однако лирического героя эта обыденность не устраивает. Его влекут необычность, красочность, экзотические ритмы.

Лирический герой, обращаясь к таинственной женщине, судить о которой мы можем только с позиции автора, диалог ведет и с нами, то есть теми, кто слушает эту сказку. Он предлагает взглянуть иначе на мир, понять, что земля видит «много чудесного». Каждый из нас способен при желании увидеть это, следует лишь очиститься от вдыхаемого нами «тяжелого тумана» и понять, что мир прекрасен и огромен. Автор стремится это доказать. Совершенно иной представляется жизнь на озере Чад. Здесь, как будто драгоценный алмаз, переливается и блестит мир, воздух чистый и свежий.

Литературные приемы, которые использует Гумилев

Проведя анализ стиха Гумилева «Жираф», мы заметили, что автор использует прием необычного сравнения, что является одним из самых примечательных средств создания образа жирафа. Волшебный узор его шкуры сравнивается с блеском луны, а сам он «подобен цветным парусам корабля». Бег животного уподобляется радостному птичьему полету: он такой же плавный.

Другими средствами, к которым Гумилев прибегает в данном стихотворении, являются эпитеты: «грациозная стройность», «изысканный жираф», «цветные паруса», «волшебный узор», «тяжелый туман», «радостный полет», «немыслимые травы», «таинственные страны», а также метонимия («бродит жираф»), повтор («далеко, далеко»), олицетворение («осмелится только луна», «много чудесного видит земля»).

Сродни грациозности и спокойствию жирафа мелодия произведения, как показывает анализ стихотворения «Жираф» Гумилева. Неестественно протяжны звуки. Они мелодичны, придают оттенок волшебства повествованию, дополняют также сказочное описание. Гумилев в ритмическом плане использует в стихотворении пятистопный ямб. С помощью мужской рифмы объединяются строки (то есть ударение падает на последний слог). Звучит эффектно заключительный стих последней и первой строф, сокращенный до трех стоп. Возможно, именно поэтому они запоминаются и надолго остаются в памяти. Мы заметили также еще один важный момент, проведя анализ. Гумилева «Жираф» — стихотворение, в котором пятистопный амфибрахий, его баюкающий ритм в сочетании с использованием звонких согласных позволяет автору красочно и органично описать мир сказки. Настолько мелодично это стихотворение, что сегодня оно стало песней: на него написана музыка.

Автор использует для создания образа таинственной и печальной незнакомки аллитерацию, ассонанс (взгляд — Чад), анафору («особенно грустен», «особенно тонки»). Мы встречаемся с ассонансом и далее (вождя — дождя, дана — луна, стран — туман и т.д.).

Нельзя не включить в анализ стихотворения «Жираф» Гумилева и следующий момент. Автор, рисуя картины волшебной страны перед читателем, нигде при этом не использует в повествовании конкретного описания цвета образов и предметов. Гумилев, прибегая к поэтическим средствам, своего цветового видения не навязывает. Он дает возможность воображению представить живо мир, о котором говорится в стихотворении, его оттенки и цвета. В этом вы можете убедиться, проведя самостоятельно анализ.

Гумилева «Жираф» — произведение, читая которое, мы действительно представляем и сидящую грустно у окна изящную девушку, и шкуру жирафа с волшебным узором, и цвет глади воды, по которому раскинулись золотистым веером лунные блики, и паруса корабля, плывущего на закате, алые, как у Грина.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далёкому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны (остановленное солнце, разрушенные города). В первых двух строфах речь идёт о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности. Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения – сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мёртвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мёртвые слова – как раз лишённые духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилёв как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

Два мира

Противопоставление беспросветного «сегодня» и райского «далеко» видим мы в «Жирафе» Гумилева. Анализ двух миров поможет лучше понять основную идею стихотворения. Начинается оно с образа грустной женщины с тонкими руками. Подчеркивается ее изящество и беспомощность перед окружающим миром. В нем присутствуют только дождь и «тяжелый туман», словно придавливающий к земле. Существование в таком мире убивает веру в лучшее, вызывает слезы безысходности. Возможно, это ощущение породили страшные перемены, происходившие в России того времени.

Совсем другим показан африканский мир, где бродит «изысканный жираф». Этот образ своей утонченностью перекликается с обликом печальной женщины. Но в отличии от нее, жираф окружен чудесами, он способен оторваться от земли — его бег сравнивается с радостным полетом птицы. Эта часть стихотворения наполнена яркими образами, «запахами немыслимых трав», веселыми сказками и страстью. Лирический герой предпочел этот мир. Райскую страну он хочет подарить своей возлюбленной, чтобы вырвать ее из печального «сегодня». Но она отказывается верить ему, она закрывается, отгораживается слезами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: