Сочинение по рассказу тургенева певцы

Тургенев «Певцы» очень краткое содержание

Певцы Тургенев краткое содержание для читательского дневника:

Июльский день. Барин возвращается с охоты домой через знакомую ему деревню Колотовка. Здесь находится знаменитый на всю округу кабак “Притынный”, который принадлежит целовальнику* Николаю Ивановичу. Клиенты любят хозяина кабака за его ум, опыт и умение давать дельные советы.

Барин-охотник приходит в кабак, чтобы утолить жажду. В это время в заведении собираются известные в округе певцы — простой рабочий Яков-Турок и рядчик (подрядчик) из города Жиздра. Мужчины спорят на порцию пива, кто из них лучше споет. Барин-охотник остается посмотреть на это зрелище, так как не раз слышал о таланте Яшки-Турка.

Кабак заполняется посетителями, ценителями пения. Среди них: Дикий-Барин — загадочный, угрюмый силач и страстный любитель пения; Моргач — бывший крестьянин, ныне состоятельный мещанин, хитрый и расчетливый человек; Обалдуй — крестьянин-бездельник, горький пьяница и др.

Певцы кидают жребий, и рядчик выступает первым. Он прекрасно поет, и гости слушают его с восторгом. Затем выступает Яков-Турка. Его пение потрясает собравшихся. Многие зрители плачут. Рядчик признает Яшу победителем и убегает из кабака. Хозяин заведения, Николай Иванович, дарит от себя порцию пива Якову. В кабаке начинается пир.

Барин-охотник идет на сеновал, чтобы переждать жару. Проснувшись под вечер, он отправляется в свою деревню, по пути проходя мимо того же кабака. Там он видит, как все та же компания, в том числе Яков, продолжают пьянствовать. Барин продолжает свой путь домой.

(*целовальник — продавец спиртных напитков).

Иван Тургенев — Певцы: Краткое содержание

В июльскую жару рассказчик-охотник направляется в степную деревеньку Колотовку, бедную и унылую на вид. Его, как и многих, тянет к себе здешний «Притынный» (дающий всем приют) кабачок. Хозяин его – целовальник (продавец вина) Николай Иваныч, человек толковый, немногословный, уважаемый. Помощницей ему жена, женщина бойкая, любительница порядка.

Рассказчик рассчитывал лишь на пиво (чистой воды, как часто в степи, на всю округу не было), но из разговора Обалдуя и Моргача понял, что предстоит состязание певцов. Обалдуй (Евграф Иванов) не имел никаких занятий и поддержки от хозяина. Но и без гроша в кармане он умудрялся найти себе компанию для выпивки. Моргач – хитрый мужичок. Беглый крепостной, он сам вернулся к старой барыне, стал ее приказчиком. А после получил вольную и разбогател.

Рассказчик был знаком с целовальником, а потому его приход не смутил посетителей деревенского кабака. Петь собирались двое, победителю причиталась осьмуха пива (1/8 ведра). Первый – Яшка-Турок (потомок пленной турчанки), 23-летний стройный тонкий сероглазый парень в бедном голубом кафтане, черпальщик на бумажной фабрике. Рассказчик отмечает его живое, страстное, взволнованное лицо.

Второй – 30-летний рядчик (подрядчик) из Жиздры, невысокий, курчавый, быстроглазый, одетый в новенький армяк и «щегольские сапоги». Судьей состязания был Дикий-Барин (Перевлесов), человек лет сорока, богатырского вида, с умными татарскими глазами, всегда при деньгах, хотя и небольших. Чувствовалось, что он подчинил рассудку свою буйную натуру. Происхождение и прошлое его никто не знал, но с мнением его считались. Рассказчику он показался однодворцем (мелким служилым землевладельцем).

По жребию петь выпало рядчику. Публика собралась искушенная в пении, особенно взыскателен был Дикий-Барин. Пел рядчик лирическим тенором, голосом приятным, сладким, хоть и сипловатым. Песню он выбрал лихую, плясовую, украсил ее «переходами» и восклицаниями. К финалу все вокруг приплясывали и кричали.

Все ждали, чем ответит Яшка, певец, «художник» песни, известный всей округе. Он выбрал заунывную «Не одна во поле дороженька пролегала». «Русская, правдивая, горячая душа… дышала в нем,… хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны». Родная, сладкая скорбь охватила слушателей. Первой заплакала жена целовальника. Рядчик признал свое поражение. Дикий-Барин осветился улыбкой, а Николай Иваныч от себя прибавил еще осьмуху пива.

Очарованный рассказчик, чтоб не испортить впечатления предстоящей попойкой, вышел вон, прикорнул на сеновале. Перед уходом из деревни заглянул в окошко: пьяный Яшка что-то сипел под гитару, Обалдуй плясал, но Дикого-Барина среди них уже не было.

Поздним вечером рассказчик шел к себе. Далекий мальчишеский голос звал брата Антропку для отцовской порки.

Крестьяне в записках охотника Тургенева

«Записки охотника» — это произведение, которое стало большим событием того времени, ведь здесь Тургенев мастерски показал быт крестьян и помещиков. Образы крестьян в рассказах Тургенева «Записки охотника» изображены на фоне русского пейзажа. Рассказы хоть и не имеют общего сюжета, но их объединяет общая тематика и это разоблачение жизни помещиков, их поведения и сочувствие к крестьянам. Это произведение правительство Николая Первого назвало опасным, а опасность была лишь в правде, которую Тургенев показал в своих рассказах, оголяя в «Записках охотника» жизнь крестьян, жизнь мужика и барина.

Какими нам автор показал образы крестьян в своем произведении?

Тургенев поставил в один ряд помещиков и крестьян, причем он доказал, что крестьяне, даже в условиях их жизни, оставались людьми, были лучше любого помещика, они, несмотря на бедность, морально превосходили сословие помещиков.

Портреты русских крестьян

В «Записках охотника» Тургенев создал разные портреты русских крестьян. Так в рассказе «Хорь и Калиныч» мы видим умного и хозяйственного Хоря, Калиныч — мечтатель и романтик. В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» Тургенев изображает Касьяна небольшим карликом наделенным чувством прекрасного, который ищет правду. В «Певцах» мы увидели певца-самородка в лице Яшки, который был страстным и впечатлительным, был «художником во всех смыслах этого слова». В рассказе «Бежин луг» мы знакомимся с крестьянскими детьми, которые стерегут ночью у костра табун лошадей. Автор умиляется детьми и заставляет нас любоваться их мечтами, любознательностью, смелостью. Именно такие предстают перед нами образы крестьян. И это притом, что они живут среди несправедливости, крепостного насилия.

В своих рассказах автор снимает пелену и показывает особенности крестьянской жизни, их нищету. Так, в образе Власа мы видим, как крестьянин просит своего барина вызволить его из нищеты, как Антип просит заступиться своего барина, так как их замучил и разорил бурмистр. Кстати, в рассказах также мы видим некоторых крестьян, которые были приближенными к барской жизни и их развращенность в лице камердинера Виктора в рассказе «Свиданье», а в рассказе «Бурмистр» видим как Софрон строит свое будущее благополучие, разоряя крестьян и обманывая помещика. Однако, несмотря на некоторые исключения, крестьяне оставались людьми и не докатились до нравственного падения.

Автор Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

ПЕВЦЫ

Небольшое сельцо Колотовка, принадлежавшее некогда помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой (настоящее имя ее осталось неизвестным), а ныне состоящее за каким-то петербургским немцем, лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, — через реку можно по крайней мере навести мост, — разделяет обе стороны бедной деревушки. Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам; на самом дне, сухом и желтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня. Невеселый вид, нечего сказать, — а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно в часто.

У самой головы оврага, в нескольких шагах от той точки, где он начинается узкой трещиной, стоит небольшая четвероугольная избушка, стоит одна, отдельно от других. Она крыта соломой, с трубой; одно окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освещенное изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужичку мерцает путеводной звездою. Над дверью избушки прибита голубая дощечка: эта избушка — кабак, прозванный «Притынным». В этом кабаке вино продается, вероятно, не дешевле положенной цены, но посещается он гораздо прилежнее, чем все окрестные заведения такого же рода. Причиной этому целовальник Николай Иваныч.

Николай Иваныч — некогда стройный, кудрявый и румяный парень, теперь же необычайно толстый, уже поседевший мужчина с заплывшим лицом, хитро-добродушными глазками и жирным лбом, перетянутым морщинами, словно нитками, — уже более двадцати лет проживает в Колотовке. Николай Иваныч человек расторопный и сметливый, как большая часть целовальников. Не отличаясь ни особенной любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать и удерживать у себя гостей, которым как-то весело сидеть перед его стойкой, под спокойным и приветливым, хотя зорким взглядом флегматического хозяина. У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский; в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но, как человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит своих посетителей — и то любимых им посетителей — на путь истины

Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, в кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках. Когда у него нет посещения, он обыкновенно сидит, как мешок, на земле перед дверью своей избы, подвернув под себя свои тонкие ножки, и перекидывается ласковыми словцами со всеми прохожими

Много видал он на своем веку, пережил не один десяток мелких дворян, заезжавших к нему за «очищенным», знает все, что делается на сто верст кругом, и никогда не пробалтывается, не показывает даже виду, что ему и то известно, чего не подозревает самый проницательный становой. Знай себе помалчивает, да посмеивается, да стаканчиками пошевеливает. Его соседи уважают: штатский генерал Щередетенко, первый по чину владелец в уезде, всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика. Николай Иваныч человек со влиянием: он известного конокрада заставил возвратить лошадь, которую тот свел со двора у одного из его знакомых, образумил мужиков соседней деревни, не хотевших принять нового управляющего, и т.д. Впрочем, не должно думать, чтобы он это делал из любви к справедливости, из усердия к ближним — нет! Он просто старается предупредить все то, что может как-нибудь нарушить его спокойствие. Николай Иваныч женат, и дети у него есть. Жена его, бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, в последнее время тоже несколько отяжелела телом, подобно своему мужу. Он во всем на нее полагается, и деньги у ней под ключом. Пьяницы-крикуны ее боятся; она их не любит: выгоды от них мало, а шуму много; молчаливые, угрюмые ей скорее по сердцу. Дети Николая Иваныча еще малы; первые все перемерли, но оставшиеся пошли в родителей: весело глядеть на умные личики этих здоровых ребят.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности «Певцы» И. С. Тургенева – это рассказ. Все повествование сосредоточено вокруг одной сюжетной линии и небольшого количества действующих лиц. Рассказчик случайно попадает на соревнование певцов, проходящее в небольшом сельском кабаке, где становится свидетелем выступления двух разных исполнителей.

При описании села, хозяина заведения и самих музыкантов И. С. Тургенев следует реалистической традиции. Он подробно описывает характерные детали пейзажа, интерьера избы, внешности и поведения каждого из гостей. Именно эти особенности помогают создать яркие образы живых людей, которым читатель может сопереживать.

Художественные особенности

Исследователями отмечалось, что, в отличие от других ярких рассказов сборника, «Певцы» носят отчасти элегический характер. В этом рассказе Тургенев изображает нелегкую судьбу талантливых представителей народа, которые не могут реализовать себя в условиях старой крепостнической России.

Усилить звучащие в повествовании идеи и мотивы писателю удается с помощью использования в описаниях образных эпитетов и метафор в рассказе «Певцы». Во время пения Якова рассказчик представляет себе свободную чайку, наслаждающуюся солнечным светом. В этом сравнении наиболее отчетливо проявляется авторская оценка внутренней силы и независимости певца-самоучки.

В рассказе «Певцы» И. С. Тургенев демонстрирует, что в народной среде немало по-настоящему чувствующих и талантливых людей. Несмотря на тяжелые условия жизни, они, подобно Якову, делятся своим внутренним светом с окружающими и делают их мир ярче.

Жанр, композиционные основы

Для рассказа характерны все признаки образцов этого жанра. К числу самых ярких признаков стоит отнести небольшое число сюжетных линий. Делая анализ «Певцов» Тургенева, можно выделить только один основной сюжет без разностороннего развития. Второй признак — это ограниченное количество персонажей (всего девять героев). И последняя характерная особенность — это две решаемые проблемы.

Автор ставил перед собой конкретную задачу — создать реалистичную картинку жизни русского народа. В рассказе можно увидеть такие композиционные основы:

  • живописные описания природы;
  • раскрытие особенностей жизни простых людей, что было присуще работам представителей натуральной школы;
  • рассмотрение образов персонажей через глубокий психологизм.

Постепенно автор переходит к завязке сюжета. Рассказчик направляется в село, где все твердят о грядущем соревновании певцов. Борцом за звание становится рядчик и Яшка-Турок. Сельский гость заинтересован в таком мероприятии, поэтому отправляется туда, чтобы послушать конкурсантов.

Основная часть рассказывает читателю о приготовлениях к соревнованиям. Сюжет пестрит второстепенными персонажами, сидящими в кабаке, предвкушая необычное представление. В это время начинает выступать рядчик. Кульминационный момент наступает после исполнения песни Яшки. Именно он побеждает в состязании. Развязка уводит рассказчика из питейного заведения и села Колотовка.

Такая композиционная основа дает четкое представление о том, что события происходят всего за один день. Утром автор приходит в селение, солнце палит, лучи светят в глаза. Отправляется в обратный путь он прохладным вечером. Тема произведения и сюжет мало раскрываются писателем, так как большая часть текста уделена личностным характеристикам героев, живописности природы.

Средства художественной выразительности

Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.

Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.

Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Певцы» Ивана Сергеевича Тургенева входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». «Записки охотника» — это длинное, объемное произведение, состоящее из 25 отдельных очерков. Их основная тема заключается в раскрытии простого крестьянского быта, характера подневольных и склада подневольных людей. Рассказ впервые увидел свет в 1852 году, выходя отдельными очерками в журнале. Произвел огромное впечатление на публику и получил массу положительных отзывов во время и после издания. Сейчас является классикой русской литературы.

Очерк «Певцы» был создан в середине создания вышеизложенного сборника

И сразу же после выхода обратил на себя внимание критиков, благодаря нового, для того времени, изображения главного героя. Пережив и увидев несправедливость и угнетение крестьян, старался донести до читателей, что они такие же люди со своими переживаниями, характерами и душой

Именно поэтому главными героями очерков выступают крестьяне. Писатель отлично описывает тяжелую подневольную судьбу, изображает крестьян со всеми подробностями внешности и характеров, показывает насколько бывают возможны безнаказанные издевательства помещиков. Несмотря на то, что сам являлся барином и имел собственную усадьбу.

Таким образом, в «Певцах» представляются для обозрения читателя портреты села «Колотовка», являющееся владением питейной компании Николая Ивановича, в силу своего характера получившего кличку «Обалдуй»; таинственного Дикого – барина; голосистого нанимателя рабочих из Жиздры; мужика по кличке «Моргач»; фаворита песнопенчиского состязания Яшки – Турка.

Произведение рассказывается от наблюдающего приезжего барина, в котором мы узнаём самого Ивана Сергеевича Тургенева. Действие события происходит в корчме Николая Ивановича, где происходит соревнование по песнопению.

Первым начал петь подрядчик из Жиздры. Он сразу же произвёл впечатление на публику высоким и красивым голосом, модными фальцетами и музыкальным пассажем. Несмотря на желание большинства присвоить сразу же победу рядчику, решено было заслушать и Яшку – Турка. Яша начал петь неуверенно, голос дрожал, то и дело подрываясь. Но вот зазвучала народная русская песня и Яшку как – будто подменили. Голос стал тонок, крепок и очень красив. Никто не удержался от того чтобы пролить слезу, даже Дикий – Барин. Победа безоговорочно достаётся Яше.

Анализ 2

В произведении Тургенева «Певцы» автору хочется раскрыть всю правду про русского человека, а также рассказать как он живет и чем дышит. Больше всего на свете к этим людям он чувствовал сострадание и горечь, но ничем помочь не мог.

Конечно же, каждого из героев автор описывает иронично, красиво, тонко и живо и порой кажется, при чтении произведения каждый читатель оказывается внутри этого героя и даже чем-то с ним или на него похож.

Все происходит в деревне под названием Колотовка. Именно посреди этой деревни и находится небольшая избушка, в которой имеется четыре угла. Здесь располагается кабак, куда нравится ходить практически всем жителям деревни. Конечно, лучше всего сюда приходить в то время когда имеются деньги, а иначе можно ничего не получить. Хозяин данного кабака является один мужчина, который постоянно делает здесь что-то новое, чтобы завлечь еще больше людей и собрать с них побольше денег.

Частенько сюда приезжают и другие музыканты и знаменитости из других деревень или городов. И они состязаются вместе с местными музыкантами способностями. Вот и сегодня сюда прибежало очень много людей, а все для того чтобы посмотреть очередную схватку между деревенским музыкантом и музыкантом из города. Люди собрались в основном богатые и готовые платить большие деньги. Но больше всего им нравится музыка.

Первым начал выступать рядчик. Голос у него был немного с хрипотцой и поэтому многим он понравился. И уже после своего выступления он был уверен в своей победе. Но вот Яшка, оказывается, спел намного лучше и зрителям он понравился больше. Он пел не торопясь то напрягая, то расслабляя голос. И управляя им. И в итоге рядчику пришлось принять свое поражение и уехать отсюда ни с чем, но он обещал еще вернуться и теперь уже обязательно победить Яшку.

Данное произведение Тургенева ничем не отличается от других его произведений. Оно также построено в легкой и интересной форме. Здесь присутствует всего девять героев. Всего произведение состоит из пяти частей. Сначала рассказывается о селе и о тех людях, которые здесь живут и как живут. Немного позже рассказывается, что есть одна избушка, в которой проходят настоящие бои между музыкантами. И для того чтобы победить не нужно быть сильным, нужно просто уметь очень хорошо петь, как это делает Яшка. На них пришло посмотреть практически все жители деревни. Кроме этого здесь даже описывается, что делают посетители и как поддерживают своего любимчика, а что делают с его соперником. Как уже стало понятно, что в этой битве победил деревенский парень Яшка, который уже давно поет и участвует практически во всех мероприятиях, проходящих здесь. Хотя сначала парень очень сильно переживал, поэтому поводу и волновался и поэтому голос его был тонким и слабым. Но немного попозже он набрался сил и пел уже во всю мощь.

Здесь совсем неважно, какой человек, а важно, что он представляет из себя внутри. Ведь можно задеть за душу даже бедному человеку

Только музыка может обогатить душу каждого человека и наполнить ее новыми и интересными красками.

Главные герои их характеристика

Характеристика главных героев рассказа «Певцы» сосредоточена в таблице:

Рассказчик
Весь сборник рассказов И. С. Тургенева объединен образом рассказчика. Это дворянин, который во время охоты знакомится с окрестностями имения и встреченными на пути людьми. Он наделен чутким сердцем и хорошо разбирается в человеческих характерах.
Хозяин кабака
Сначала писатель описывает целовальника Николая Ивановича – хозяина кабака. Как и все люди его профессии, он отличается расторопностью и сметливостью, но есть в нем и особенные качества, привлекающие к нему людей

Прежде всего, он «знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека», много видел на своем веку и всегда может дать совет и наставить на истинный путь. Он старается предупредить все, что может нарушить общее спокойствие, и за это его уважают соседи

Неудивительно, что Николаю Ивановичу удается собирать в своем простом заведении много гостей и не давать им скучать.
Описание гостей
Далее рассказчик переходит к историям других зрителей музыкального соревнования и самих певцов. Одного из мужиков местные прозвали Обалдуем, это загулявший дворовый человек без всякой должности, умеющий при этом ловко погулять за чужой счет. Противоположный тип представляет собой опытный, предприимчивый и расчетливый Моргач, который из кучера сумел стать приказчиком, а после подался в мещане и разбогател. Выделяется на фоне других гостей Перевлесов, прозванный Диким-Барином. На вид его трудно отнести к определенному сословию – он держится сам по себе. Также остается неизвестным, чем он живет, однако деньги, хоть и небольшие, у него имеются. «Казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем», — говорит автор и предполагает, что эти силы при случае могли разрушить своего хозяина и все вокруг. В то же время, поражала в Диком-Барине некая смесь природной свирепости и врожденного благородства.
Рядчик
Портрет первого участника соревнования создается всего несколькими чертами. Рядчик представляется невысоким плотным мужчиной с «тупым вздернутым носом» и красивым высоким голосом. Поет он очень искусно, но это пение не трогает душевных струн так, как пение его соперника Яшки-турка.
Яшка-турок
В портрете Якова акцент делается на впалых щеках, беспокойных серых глазах и выразительных губах, говорящих о впечатлительности и страстности его натуры. Он работает на бумажной фабрике, но при этом по душе – «художник во всех смыслах этого слова». В его пении звучит «русская, горячая, правдивая душа», которая приводит в трепет всех присутствующих.

История создания

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Главные герои и их характеристика

Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.

Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:

Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.

О другом певце рассказчик сообщает следующее:

Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.

Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет

Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу

Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.

Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.

Тургенев «Певцы»: анализ

В рассказе «Певцы» речь идет о том, как завсегдатаи деревенского кабачка бились об заклад на осьмуху пива, кто лучше споет: Яшка Турок или рядчик из Жиздры. Яшка – худой, стройный, впечатлительный человек. Его соперник — щеголь и беспечный болтун. Рядом с ним сидел Дикий Барин, поглядывающий кругом, как бык из под ярма. В углу примостился мужик в изорванной свитке. Яшка, по душе настоящий художник, очень волновался, дрожал той лихорадкой, которая, по словам автора, знакома всем выступающим публично.

Первый начал Рядчик веселую, плясовую песню: чего только не выделывал, не выводил его голос, точно юла какая; с залихватской удалью подхватывал он напев. Подобно ему самому, его пение, щегольское, беспечное, разудалое, подмывало слушателей, и они тоже незаметно для себя стали ему подпевать, поощрять одобрительными криками: «Лихо, забирай, шельмец!». Молодецкое пение возбудило во всех энергию удачи и молодечества. Кончил он под неистовый взрыв неудержимого одобрения.

Обалдуй душил его: целовальник словно помолодел, а Яков, как сумасшедший, закричал: «Молодец, молодец!» Так подействовало пение рядчика оно быстро захватило слушателей, ударило по нервам, привело их в возбуждение; но это влияние глубоко не шло: оно прошло поверх души и потому так скоро уступило место иному совершенно воздействию, когда очередь пришла за Яшкой. Он закрылся рукой, как бы желая отделиться от окружающего, как бы желая уйти далеко-далеко от всей прозы жизни в другой мир, который, очевидно, уже владел его артистическим воображением. «Яков открыл лицо: оно было бледно, как у мертвого», — говорит Тургенев. И полилась заунывная песня: «Не одна в поле дороженька пролегала», и сразу какая-то сладостная жуть влилась в души всех. Правда, что в самом голосе Якова заключалась и молодая страсть, и какая-то увлекательно-беспечная грустная скорбь. Но один голос не способен был так неотразимо подействовать. В его пении изливалась русская правдивая горячая душа и не могла не хватать за сердце. Как неотразимо глубоко было его действие! У самого автора закипали на сердце слезы. У окна раздались глухие, сдержанные рыдания: то плакала жена целовальника. Мужичок в углу, покачивая головой, тихонько всхлипывал. И даже по железному лицу Дикого Барина медленно покатилась крупная тяжелая слеза. Рядчик застыл. Вдруг певец оборвал свою песню. Никто не пошевелился, боясь нарушить святость минуты, а может быть, все еще пребывали в тех поэтических грезах, которыми он обвеял души своих слушателей. Все стояли, как бы оцепенелые. Один он, певец-чудодей, стоял, счастливый своей победой, сияющий счастьем.

Перед нами огромная артистическая сила, увлекательная и захватывающая человеческие сердца. Яков — певец-художник, певец Божьей милостью, т е. артист, которого посещает истинное вдохновение. В эти минуты он поднимается на недосягаемую высоту и властвует над душами своих слушателей. Яшка — певец, обладающий огромной творческой силой, т. е. способностью самому многое пережить, перестрадать, перечувствовать и заставить все это переиспытать своих слушателей. Так вот какого вдохновенного художника песни открыл Тургенев в простом деревенском кабачке. Автор рассказа «Певцы» не только открыл в деревне великого артиста, но открыл также и чуткую впечатлительную публику, которая способна к глубоким художественным переживаниям, способна так затаенно слушать, способна так цельно принимать и проникаться исполнением артиста.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Рассказчик – помещик, охотник; от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Яшка-Турок – 23 года, «худой и стройный»; «происходил от пленной турчанки».
  • Рядчик – 30 лет, мужик из Жиздры, «невысокого роста, рябой и курчавый».

Другие персонажи:

  • Николай Иванович – целовальник (так ранее назывался продавец в кабаке), владелец кабака «Притынного».
  • Дикий-Барин (Перевлесов) – 40 лет, «широкоплечий, широкоскулый» с татарскими глазами.
  • Обалдуй (Евграф Иванов) – «загулявший, холостой человек», от которого отказались господа.
  • Моргач – мещанин, бывший кучер; «тертый калач, который знает людей».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: